Понятие совместной деятельности формы организации совместной деятельности. Деятельность совместная

Словарь терминов 23.08.2022
Словарь терминов

Совместная деятельность представляет собой вид групповой деятельности, при котором совместные усилия двух и более лиц объединены общей целью. Данный вид отношений также называют простым товариществом, которое оформляется заключением договора. Вести деятельность такого характера имеют право организации (коммерческие) и/или индивидуальные предприниматели. Под общим имуществом товарищества понимается весь объем внесенных участниками средств и нажитое совместной деятельностью имущество.

Особенности функционирования

Деятельность данной формы сообщества урегулирована Гражданским Кодексом РФ. Оно не оформляется как ЮЛ, и не может иметь своего наименования, штампов, учредительных документов. По умолчанию предполагается, что вклад каждого из участников совместной деятельности равнозначен, но в договоре возможно отражение иных условий. Вклад товарища может содержать денежные средства, а также навыки, знания, деловую репутацию.

Любой участник может выйти из товарищества когда посчитает нужным. Единственным условием здесь является необходимость предупреждения о выходе из сообщества не менее чем за три месяца. Выход из товарищества не означает прощения всех долгов, возникших перед ним в период, когда вышедший участник еще состоял в товариществе. В случае, когда участник отказывается от бессрочности товарищества, договор расторгается, если иное не прописано в договорном соглашении.

Порядок распределения полученной прибыли и убытков прописывается в договоре. Обычно действует система, в рамках которой финансовые результаты распределяются среди участников пропорционально внесенным вкладам. Попытка вывести члена товарищества из-под распределения является незаконной, и в случае отражения ее в договорном соглашении она не имеет силы.

Расторжение договора товарищества

Законом предусмотрен следующий перечень случаев, при наступлении которых договор будет расторгнут, если иной вариант развития событий не предусмотрен соглашением:

  • Определение статуса участника в качестве банкрота.
  • Признание товарища недееспособным или частично-недееспособным, а также безвестно пропавшим.
  • Истечение срока договорного соглашения. В данном случае не действует оговорка о возможности продолжения деятельности в случае отражения такого пункта в договоре.
  • Расторжение договора может производиться по требованию любого участника с обязательным указанием уважительных причин. Остальные товарищи имеют право требовать возмещения, причиненного выходом из товарищества, ущерба.
  • Выделение по требованию кредитора части имущества его должника.
  • Отказ от бессрочности товарищества.
  • Смерть участника (для физического лица) или реорганизация (для юридического лица). Продолжение деятельности товарищества возможно также при наличии завещания и передачи всех прав наследнику.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ .

План

1. Признаки, структура и динамика совместной деятельности. Модель регуляции совместной деятельности.

2. Фило- и онтогенез совместной деятельности. Стадии развития совместной деятельности.

3. Взаимосвязь общения и совместной деятельности. Мотивация. Феноменология мотивации

4. Подходы и модели описания мотивации

5. Мотивация учения, поведения и выбора профессии

6. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности

1 . Признаки, структура и динамика совместной деятельности

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

1) единой цели для участников, включенных в деятельность; .

2) общей мотивации;

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятель-ностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функцио-нально связанные операции и их распределения между участниками;

5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, ин­тенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;

7) единого конечного результата (совокупного продукта);

8) единого пространства и одновременности выполнения ин­ив134идуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты.

Общая цель совмест­ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности.

Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желанииям, мнениям, поведению партнеров по взаи­модействию;

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си­туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого и общих целей СД.

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру­гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

6. Контрастное взаимодействие: один из участников старает­ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про­являют отдельные элементы, как содействия, так и противодей­ствия

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность , которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является, прежде всего, тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня, конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативност ь, характеризующая способ­ность достигать позитивного итога.

Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория – это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность.

Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.

В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-первых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятельности не существует, реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. В-третьих, совместная деятельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое целое, которое больше суммы его частей (это большее достигается как раз за счет взаимодействия, т. е. построения социальных отношений). В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно но содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.

Она включает:

  • 1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).
  • 2. Мотив деятельности: то, что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности – это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.
  • 3. Действия: совместные действия, необходимые для реализации задач совместной деятельности. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, способов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчиненных общим целям деятельности.
  • 4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную представленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности – это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.

Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компонента структуры совместной деятельности. Они же обуславливают своеобразие совместной деятельности, так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.

Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает ряд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.

К основным признакам совместной деятельности относятся:

  • различие единой цели для всех включенных в деятельность участников;
  • побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация;
  • разделение деятельности на функционально-связанные

составляющие, т. е. распределение функций между членами группы;

  • интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;
  • согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей;
  • наличие управления;
  • единый конечный результат;
  • единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки – необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую группу. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности

К признакам совместной деятельности относятся:

Единая цель участников деятельности;

Общая мотивация

Объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого); - разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

Согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

– управление (важный признак совместной деятельности);

Единый конечный результат;

Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

Общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

Общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

Совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

Общий результат.

Типы совместной деятельности по Уманскому

Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности. Профессор предложил типологию совместной деятельности

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.

1) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников (рис. 5.5.). Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

Рис. 5.5. Совместно-взаимодействующий тип деятельности

2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе (рис. 5.6.). Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия - конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда.

Рис. 5.6. Совместно-последовательный тип деятельности

Так, например, при изготовлении досок вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем Кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание.

3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (рис. 5.7). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности - индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

Рис. 5.7. Совместно-индивидуальный тип деятельности

В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности - совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности - сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого “сумасшедшего” видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, - синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Однако в деятельности такого типа “следы” индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

Члены такого коллектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллективные роли в зависимости от стоящей перед группой задачи. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Так работают творческие коллективы, в которых каждому дается полная возможность собственного самовыражения и тем не менее достигается цель группы в целом - создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.

Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подготовки. У трудовых коллективов, работающих в подобной технологии, могут возникать проблемы организации общей деятельности между различными специалистами, хорошо знающими собственное дело, но мало ориентированными на понимание особенности работы коллег, концентрирующимися скорее на проблемах собственной деятельности, чем на проблемах организации в целом.

Участникам совместно-творческой деятельности свойственна, как отмечалось, особая ориентация - ориентация на профессиональное развитие. Она в корне отличается от стремлений участников совместно-индивидуальной деятельности, в данном случае речь идет не столько об углублении в рамках одной проблемы, специальности, сколько о работе в пограничных областях человеческой деятельности. Профессионал в отличие от специалиста способен и даже стремится выходить за рамки своей специальности и работать, пользуясь инструментами других специалистов, что позволяет ему не только находить новое, но и углублять свое понимание проблем.

Таким образом, участники совместно-творческого типа деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллективов, работающих в таком типе деятельности, основной ценностью становятся достижение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого участника. В отличие от совместно-взаимодействующего типа деятельности в организациях совместно-творческого типа невозможно решать проблемы большинством голосов и вводить диктатуру большинства. Проблемы должны решаться консенсусом, и итоговое решение в обязательном порядке должно оставлять возможность реализации законных интересов меньшинства, их права никогда не могут быть нарушены.

Психологические особенности совместной жизнедеятельности группы А.Л. Журавлев (из указанного ею источника,тут история в основном)

Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии

За последние 40 лет в нашей стране выполне

но большое число психологических исследований по проблеме совместной деятель­ности, которые внесли определенный вклад в становление соот­ветствующей концепции, ставшей одной из наиболее распростра­ненных в психологии групп н коллективов, особенно трудовых коллективов Данная проблема формулировалась по-разному не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследова­телями С ее формулированием связаны прежде всего такие тер­мины как «групповая активность «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «со­вместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей, в первую оче­редь, социальных психологов, психологов труда и управления.

Совместная деятельность (в социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов, 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников (см. Коллектив научный); 5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий (см. Роль) и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции (см. Интеграция групповая) включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

Рекомендуем почитать

Наверх